В разных странах мира используются различные системы экзаменов при переходе от среднего образования к высшему.
Различия могут быть в модели и количестве экзаменов (один, совмещенный выпускной и вступительный или два раздельных экзамена);
в составе и структуре учебных предметов экзамена, соотношение обязательных предметов и предметов по выбору;
в форме проведения экзамена, в степени централизации, на всех этапах организации экзамена: подготовка экзаменационных материалов, проведение экзамена и оценивание результатов.
Один экзамен
Модель, в которой выпускники школ сдают один экзамен, результаты которого используются и в школе и в вузе, принята в таких странах как: Израиль, Италия, Финляндия, Болгария, Венгрия, Норвегия, Дания, Австралия и других.
Два экзамена
Первый экзамен - выпускной в школе, по результатам экзамена выдается аттестат. Второй, независимый, экзамен - вступительный. Такую практику используют такие страны как США, Греция, Латвия, Чехия, Словения. В Японии выпускники сдают два тура вступительных экзаменов (первый тур согласно государственным стандартам, второй - условия определяют университеты).
В Англии, выпускной экзамен проводится централизовано, потом двухлетнее подготовительной обучение и экзамен для поступления в вуз.
Централизация
Полная централизация, при которой экзамен проводится по единым стандартам, одинаково во всех регионах - Израиль, Италия, Новая Зеландия, Норвегия, Болгария, Дания, Шотландия, Финляндия.
Частичная централизация: экзаменационные материалы разрабатываются на основе рекомендаций центрального органа управления образованием - США, Канада, Франция, Англия, Германия.
Отсутствие центразизации - Греция, Исландия, Чехия, Швейцария.
Форма экзамена
В большинстве стран проводятся письменные экзамены, которые иногда дополняются устными. Используются различные типы заданий: с выбором ответа, с кратким или развернутым ответом.
Экзамен по математике
Как правило, во всех странах сдача экзамена по математике является необходимым условием для поступления в вуз.
Наряду с обычными заданиями по проверке усвоенных знаний и умению их применять, нередко используются задания на умение решать нестандартные задачи, на формулировку логической дедукции, на построение математических моделей с оцениванием результатов и интерпретацией.
Проверка знаний формул и численных значений не считается целесообразной - нередко на экзаменах разрешается использовать справочники, калькуляторы.